Оправдание верой уничтожает хвастовство
Джон Пайпер
30 мая 1999 года
Баптистская церковь «Вифлеем»
(Послание к Римлянам 3:27—31)
«27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. 28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 29 Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
Зачем поднимать вопрос о хвастовстве?
Почему Павел ставит вопрос о хвастовстве? «Где же то, чем бы нам хвалиться?» – спрашивает он в 27-м стихе. И даёт ответ: «Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры». Далее, в Послании к Римлянам 4:2, он снова поднимает этот вопрос: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Итак, тема хвастовства важна для Павла. Почему?
1. Гордыня (гордость) – величайшая проблема человеческой расы
Во-первых, потому что хвастовство – это внешнее проявление внутреннего состояния гордости. А гордость всегда была корнем, причиной всех бед и несчастий мира, описанных в Послании к Римлянам 1:18–3:20. Давайте чуть вернёмся назад и получим информацию, так сказать, из первых рук. В Послании к Римлянам 1:18 Павел говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Истина так или иначе доступна всем людям, но вместо того, чтобы смирять себя перед ней, мы превозносим себя над ней и попираем её. Это – гордость. Она может принимать различные формы – начиная от самых изящных и утончённых и заканчивая самыми могущественными и грубыми, но действительность всегда одна и та же: мы ставим себя выше истины, принимая то, что нам нравится, и подавляя то, что не нравится.
Какую же истину мы подавляем? В 21-м стихе сказано: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили». Истина, которую в наибольшей степени подавляет гордость, заключается в том, что Бог намного величественнее нас и должен быть прославляем как самая величественная Сущность во вселенной, а также что Бог даёт всё и потому мы должны Его постоянно благодарить. Богоугодный дух прославления и благодарности исчез из большинства сердец по причине гордости. Мы желаем, чтобы восхищались нами, а не Богом, и мы не хотим зависеть от Божьей милости, как беспомощные дети.
Итак, в 22-м стихе сказано: «Называя себя мудрыми, обезумели». Это гордость. «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили…» Мы думаем, что мы мудры, и в то же время ведём себя как безумцы.
25-й стих: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». Гордость всё же может прославлять, она может служить. Но не Богу. Лишь твари – чему-то, что более подвластно нам, чему-то, что на самом деле не сможет нами управлять и указать нам наше место.
28-й стих: «И как они не заботились иметь Бога в разуме…» Гордость предпочитает не познавать Бога. Она не любит подчиняться власти или зависеть от милости. Следовательно, она всегда искажает Его образ, как ей выгодно ( прим. ред.).
Итак, в середине 30-го стиха мы читаем, что такие люди являются «обидчиками, самохвалами и гордецами». В данном месте Писания Павел ясно говорит о глубине гордости в падшем человеческом сердце.
Дальше, в Римлянам 2:3, Павел показывает ту форму, которую приобретает эта гордость в духовно бодрствующих: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?» Существует такое понятие, как гордость распутных, но также есть и гордость внимательной к закону, духовной личности.
Есть ещё гордость религиозной личности, которая использует свои знания о Боге, чтобы возвеличивать себя. Римлянам 2:17: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом…», и затем Павел продолжает, предостерегая от лицемерия. То же самое может быть правдой для любой религиозной группы. Мы все можем поддаться искушению сделать Бога средством нашего самовозвеличивания.
Дальше Павел, подходя к концу своего длинного обвинения в адрес человеческой расы, все представители которой находятся под грехом (3:9), говорит в кульминации в 3:18: «Нет страха Божия перед глазами их». Они не трепещут перед Богом. Они обменяли славу Бога на что-то другое. В них живет настолько самонадеянное чувство своей собственной значимости в мире, что они не могут представить себя трепещущими перед своим Создателем и Судьёй.
Итак, хвастовство имеет значение для Павла, потому что оно является внешним проявлением более глубокой, ключевой проблемы человеческой расы – гордости. Такое духовное искажение лежит в корне всех бед и несчастий мира. И, что самое худшее, эта гордость привела нас к раздору с Богом, так сказано в отрывке Римлянам 3:19: «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом». Мы находимся под Его судом из-за нашей гордости и всего того греха, который из неё происходит.
2. Бог совершает наше спасение без нашей помощи
Как же тогда мы можем примириться с Богом? Его гнев, говорит Павел в отрывке Римлянам 1:18, открывается на нас. И мы «сами себе собираем гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (2:5). Если мы настолько горды и грешны, а Бог настолько гневный, как мы можем спастись от гнева Божьего? Как могут люди, которые настолько умалили и оскорбили славу бесконечного Бога, быть примирены с Богом?
Ответ дан в Послании к Римлянам 3:21–26, над которым мы размышляли последние три недели. Ответ таков: Бог послал Своего Сына, Иисуса Христа, в мир пострадать и умереть вместо гордых, безбожных грешников, чтобы произошли четыре вещи. 1) Чтобы вред, причинённый нами Божьей славе вследствие нашей гордости и греха, был возмещён, потому что Иисус отдал Свою жизнь, чтобы прославить Отца (см. 23-й и 25-й стихи). 2) Чтобы Иисус взял на Себя и отвернул от нас гнев Божий, так как Он предал Себя в жертву умилостивления посредством пролития Своей крови (25-й стих). 3) Чтобы бесконечно ценный выкуп был заплачен, дабы освободить нас от вины греха, искупление за который находится во Христе (24-й стих). 4) Чтобы была показана и доказана Божья праведность.
Если говорить кратко, то были достигнуты четыре результата: 1) Божья слава восстановлена; 2) Его гнев умилостивлен; 3) выкуп заплачен; 4) Его слава проявлена.
Вот то, что сделал Бог во Христе независимо от нас ещё до того, как мы сами что-то для этого сделали. Великое спасение совершено независимо от вас ещё до того, как что-то было сделано вами самими.
Итак, для нас результатом такого великого спасения, дающим нам надежду на то, что мы сможем избежать гнева Бога, является оправдание. Это значит, что на основании совершённого Христом (четыре выполненных Им действия), Бог провозгласил о нашей праведности. И все это благодаря той великой работе, о которой Павел говорит в 24-м стихе: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Цена искупления – выкуп – была заплачена Христом независимо от нашей роли в истории. Это освобождает лавину благодати для нас, и благодать эта принимает форму бесплатного дара оправдания. 24-й стих: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
И мы увидели, когда завершали наше изучение на прошлой неделе, в 22-м, 25-м и 26-м стихах то, посредством чего мы оправданы, – это есть вера в Иисуса Христа. Вторая половина 26-го стиха: «…да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».
Теперь давайте снова поставим перед собой тот же вопрос, который мы задавали вначале: почему Павел поднимает тему хвастовства в 27-м стихе? Я думаю, что теперь могу дать более полный ответ на этот вопрос. Первая часть ответа заключается в том, что гордость – это величайшая проблема человеческой расы. Самовозвеличивание и самовосхищение – это наиболее глобальные формы прославления себя, которые конкурируют с прославлением, благодарением и доверием живому Богу. А потому эта тема чрезвычайно важна.
Вторая часть ответа состоит в том, что Бог действовал в истории через смерть Христа, чтобы спасти нас от приговора за гордость. И Он совершил это таким образом, что даже не вовлёк нас в осуществление этого. Он послал Христа; Он восстановил Свою славу через Христа; Он умилостивил Свой гнев через Христа; Он заплатил выкуп, которым был Христос; и Он доказал Свою праведность во Христе. И мы не можем хвалиться тем, что как-то причастны к осуществлению этого, потому что не сделали для этого ничего.
3. Мы извлекаем пользу из великого Божьего спасения только посредством веры в Бога
Что приводит нас к третьей части ответа на вопрос о том, почему Павел поднимает перед нами тему хвастовства. То, посредством чего мы приобретаем это великое спасение (искупление, умилостивление, оправдание), и есть средством, которое Бог предназначил специально для того, чтобы исключить наше хвастовство, – а это есть вера.
Итак, представьте себе эти три аспекта. Первый: гордость является корнем всего злого, что отрезает нас от Бога и что создало потребность в спасении. Второй: Бог совершает великое спасение во Христе, Который претерпел за нас крест, восстановлением Своей славы, умилостивлением Своего гнева, платой выкупа и демонстрацией Своей праведности – таким образом, мы не имеем к этому никакого отношения и не можем хвалиться, что это каким-либо образом зависит от нас. Третий: как же теперь Бог применит это к вам? Каким образом вы станете владельцем этого великого спасения?
Только таким, который исключает наше хвастовство. Ибо если звено, связывающее нас со спасением, является тем, чем мы можем хвалиться, тогда весь план спасения терпит неудачу.
Вот почему Павел ставит вопрос о хвастовстве.
Закон веры
А каков же ответ на вопрос в 27-м стихе: «Где же то, чем бы хвалиться?» Ответ Павла именно такой, как мы и ожидаем: «Уничтожено». Это чрезвычайно важно. Тот способ, каким спасает нас Бог, должен полностью исключить всё наше хвастовство. Как же оно уничтожено? Что сделал Бог для его уничтожения? Вот ответ: «Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры». Хвастовство уничтожено законом веры.
Термин «закон» в некоторых версиях переводится как «принцип» – хвастовство уничтожено не по принципу дел, но по принципу веры. «Закон» – это буквальное значение этого слова, и это то же самое слово, что и в следующем стихе (28-й стих) – «дела закона», и в 31-м стихе – «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
Итак, я думаю, что это слово все же должно быть переведено как «закон», как в 27-м стихе, и Павел имел в виду, что закон не уничтожает хвастовство, если он подтверждает возможность оправдания посредством дел, но уничтожает хвастовство, если учит тому, что мы оправдываемся только верой. Что он, в сущности, и делает, как то показано в четвёртой главе.
Таким образом, суть 27-го стиха заключается в следующем: что уничтожает хвастовство, так это то, что оправдание приходит не от дел закона, но от веры, чему и учит закон. Обратите внимание на связь между 27-м и 28-м стихами: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (что Павел и будет отстаивать относительно закона в 4-й главе послания). Другими словами, если хвастовство должно быть уничтожено вследствие оправдания, тогда оправдание должно быть не только от веры, но также «независимо от дел закона». Если вы примешаете сюда дела, сделав их неким путём получения оправдания, то подорвёте Божье намерение уничтожить хвастовство.
Независимо от дел закона
Но что же значит «независимо от дел закона»? Следующие два стиха помогут нам понять то, что подразумевал под этим Павел. В 29-м стихе сказано: «Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников». Другими словами, он говорит, что оправдание не зависит от дел закона, потому что если бы оно основывалось на делах закона, то для язычников, у которых нет закона, это стало бы препятствием, и Бог не был бы тогда Богом язычников так же, как иудеев.
Но на самом деле это не то, что разъясняет 30 стих: «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Другими словами, есть лишь один Бог над всеми народами и над иудеями, а не много богов, и есть только один путь для примирения с Богом, а именно – вера.
Но для того чтобы понять, что значат слова «дела закона» в данном отрывке (в 28-м стихе), обратите внимание, на чём фокусируется Павел: он берёт обрезание как пример дела закона и говорит в 30-м стихе, что делающие это (иудеи) оправдываются верой, а не только лишь этим; а не делающие этого (язычники) оправдываются верой независимо от этого дела закона. «Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (30-й стих). Поэтому в 29-м стихе говорится, что Он Бог не только иудеев, но также и язычников. Следовательно, 28-й стих означает, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Итак, «дела закона», которые не уничтожают хвастовство, есть дела, требуемые законом (такие как обрезание (30-й стих), которые человек выполняет, дабы приобрести оправдание. Я снова это повторю, чтобы сделать кристально ясным: «дело закона» – то дело, которое по своей сути не уничтожает хвастовство, – это что-либо, что вы делаете (помимо веры) для приобретения примирения с Богом, то есть для оправдания. Если вы попытаетесь сделать что-либо сверх веры в Божью благодать для примирения с Богом, то вы совершите «дело закона» – и всё ещё будете находиться во власти гордости. Хвастовство не уничтожается «делами закона», а только верой.
Почему? Павел объясняет в Послании к Римлянам 4:4–5, почему «дела закона» не уничтожают хвастовство. Он говорит: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».
Вера привлекает внимание к Тому, в Кого верят
Другими словами, если вы совершаете обрезание (или, скажем, посещаете церковь и исполняете вторую часть Десяти Заповедей), считая это средством для примирения с Богом, то вы обретёте не благодать, а нечто само собой разумеющееся – «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Другими словами, «делание» привлекает внимание к делающему и его делу, и за это человек ожидает должного. Следовательно, дело не уничтожает хвастовства, а поддерживает его.
С другой стороны, вера не привлекает внимание к самой себе, но к благодати Того, в Кого верят. Вера соответствует благодати. Дела – долгу. Поэтому вера уничтожает хвастовство, а дела его поддерживают. Если вы являетесь получателем благодати во всём, чем вы есть и что имеете, то вы не можете хвалиться собой.
Павел сказал в 1-м послании к Коринфянам 4:7: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Когда всё является даром, хвастовство исключено. Но что происходит, если вы пытаетесь выполнить «дело закона», считая его путём к примирению с Богом? Происходят три вещи: 1) вы отменяете благодать («воздаяние делающему вменяется не по милости, а по долгу»); 2) вы превращаете оправдание в нечто само собой разумеющееся, и оно перестает быть бесплатным даром; 3) вы восстанавливаете хвастовство, которое разрушает весь план спасения. Поэтому я молю вас в это воскресенье смирить себя для этого великого дела спасения Божьего во Христе; отвернуться гордости, хвастовства и перестать полагаться на самих себя; отказаться от всех попыток представить себя достойными дара оправдания и положиться только на благодать, «не зависящую от дел закона», которая есть путь примирения с Богом.
Не отвечайте на Божье предложение спасения словами из Послания к Римлянам 4:4, отвечайте словами из отрывка Римлянам 4:5.
Рим. 4:4: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Не отменяйте благодать и не превращайте оправдание в долг.
Рим. 4:5: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Поверьте Тому, Кто оправдывает неблагочестивых, – и будете спасены.
Авторские права: 1999, Джон Пайпер.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru